Как не повторить казанскую трагедию?
Буллинг среди школьников обсудили на круглом столе с участием профсоюза работников образования
Круглый стол на тему «Террорист за партой: как уберечь школу от агрессии извне и изнутри» состоялся 3 июня в пресс-центре «АиФ в Восточной Сибири». Представители сферы образования и областной организации профсоюза работников образования обсудили ряд вопросов, касающихся причин агрессивного поведения подростков, роли учителей, родителей и психологов в профилактике буллинга.
Председатель Иркутской областной организации профсоюза работников образования Валентина Федосеева напомнила, что тема буллинга в школе уже не раз обсуждалась и раньше. Чуть более года назад на таком же круглом столе говорили о законодательной инициативе общероссийского профсоюза работников образования по установлению административной и уголовной ответственности за оскорбление педагогических работников. Тогда участники встречи пришли к выводу, что тема неуважительного отношения к педагогу напрямую связана с темой вообще насилия в образовательной среде, в том числе и с буллингом.
По словам Федосеевой, после казанской трагедии прямых обращений в областную организацию профсоюза по поводу подобной ситуации не было, но сама проблема действительно существует. В последние десятилетия акценты в образовании сильно изменились: если раньше в основе всей системы стоял именно педагог, который, помимо обучения, еще воспитывал и формировал личность ребенка, то теперь в центре оказался ребенок и его права, а статус педагога сильно понизился.
Сегодня учителям приходится прикладывать так много усилий, чтобы избежать конфликтов с учениками и их родителями, что им самим требуется профессиональная психологическая помощь.
- К сожалению, сейчас из-за нехватки кадров нет достаточной психологической помощи ни ученикам, ни учителям, - говорит Валентина Федосеева. – В результате масштабной оптимизации в сфере образования, от которой пострадали в том числе и педагоги-психологи, в большинстве школ таких специалистов сейчас практически нет или их количество минимально. Поэтому и некому вовремя отреагировать на «тревожные звоночки» со стороны потенциально опасных подростков, способных взять в руки оружие.
Такого же мнения придерживается и председатель первичной профсоюзной организации Иркутского регионального колледжа педагогического образования Светлана Корнилова. Она напомнила, что психологи, разбираясь в казанской и подобных ей трагедиях по всему миру, пришли к выводу, что первопричина таких действий - буллинг. Когда ребенка все время травят, к примеру, одноклассники, в какой-то момент его терпение заканчивается и выплескивается агрессией. И чтобы этого не случилось, как раз и требуется своевременная помощь именно психолога, а не учителя, которому на это может не хватать ни времени, ни навыков.
С ней согласна учитель обществознания, председатель первичной профсоюзной организации МОУ СОШ № 4 Шелехова Галина Устьянова. По ее мнению, виной всему недофинансирование системы образования в нашей стране. Для выявления потенциально агрессивных школьников нужны специалисты, но их сократили в результате оптимизации, а сложили на классного руководителя, который помимо ведения предметов, должен еще успевать вникать в ситуацию каждого ребенка. А классы сегодня, как правило, не меньше 35 человек. С таким количеством детей не до душевных разговоров, отметила Устьянова. Отсутствие денег негативно сказывается даже на таких элементарных вещах, как охрана школы, ведь сторожа и вахтовики тоже попали под оптимизацию.
Валентина Федосеева подчеркнула, что необходимо в целом менять отношение к учителям со стороны государства, чиновников. Еще на стадии формирования бюджета на очередной год чиновники твердят, что система образования затратная, но они забывают о том, что она при этом несет наиважнейшую функцию - создание будущего страны, отметила председатель.
У председателя областного родительского собрания Александры Наваренко сложилось свое мнение о том, кто несет главную ответственность за подобные трагедии и агрессию детей. Она считает, что главным ответственным за физическое и психическое здоровье ребенка является семья.
- Можно обнести школу высоченными заборами, поставить охранников, но тогда теракты будут происходить в метро, кинотеатрах. Поэтому нужно усилия направлять на то, чтобы у детей не возникало желания и необходимости снимать стресс агрессией. И основная роль в этом - именно у семьи.
В заключение Валентина Федосеева высказала мнение, что во избежание актов агрессии среди школьников в будущем, надо сделать ряд важных шагов. В первую очередь, повысить оплату труда педагога и его социальный статус. Кроме этого, освободить учителя от излишней нагрузки в виде бесконечной отчетности и несвойственных ему функций. Тогда у учителя появятся силы и желание на внеклассную работу с учениками.