Музей иркутского электротранспорта

Музей иркутского электротранспорта

Открылся по инициативе профкома Иркутскгортранса 

По случаю профессионального праздника - Дня водителя – в Иркутске начал работу Музей электрического транспорта. Автором идеи и организатором музея стал председатель профсоюзной организации МУП «Иркутскгортранс» Александр Волосатов.

Все началось с кассы самообслуживания. Люди, родившиеся не позднее середины 80-х, помнят, что раньше в городском транспорте вместо кондукторов стояли специальные кассы-копилки, куда сознательные граждане бросали монеты и отматывали себе проездной билет. Кассовая система оплаты проезда появилась в СССР в 1959-67 годах: тогда считалось, что советский человек вышел на достаточный уровень сознательности, и его совесть уже может быть самым лучшим контролером.

Когда председателю профкома попался в руки этот прибор, вызвавший волну приятных воспоминаний и ностальгию по добрым советским временам, он решил: «А почему бы и другим людям не дать такую возможность поностальгировать?». А современная молодежь и вовсе не знает, что это такое… Между тем, подобные автоматы до сих пор успешно действуют в городском транспорте в других странах, например, в Европе (конечно, намного более усовершенствованные).

Стоит сказать, что касса все еще в рабочем состоянии и в скором времени, после небольшой доработки, у посетителей музея будет возможность бросить туда монетку и выкрутить билет. А рядом будет установлен компостер (еще один прибор самообслуживания из советских времен), где этот билет можно будет пробить и оставить себе на память.

Затем, где-то на подъездных путях трамвайного депо, которые давно не использовались, обнаружились рельсы, выпущенные еще в 1937 году на Кузбасском металлургическом заводе им. Сталина – об этом извещал соответствующий знак на стальной балке. Кусок рельса с этим логотипом производителя и стал вторым экспонатом будущего музея.

Разместить выставочный зал Александр Волосатов решил на территории профкома. Правда, для этого пришлось подвинуть профсоюзную библиотеку. Пока экспозиция состоит из нескольких десятков предметов, но и этого уже достаточно, чтобы проникнуться историей иркутского электрического общественного транспорта.

Схема городских трамвайных и троллейбусных маршрутов с лампочками, стол центрального диспетчера, телефон, которыми когда-то оборудовались столбы вдоль путей для связи с диспетчером – все это можно посмотреть и даже потрогать. Ведь основными посетителями музея, по замыслу его организатора, должны стать дети, которым, безусловно, захочется попереключать все эти тумблеры на панели управления.

Как рассказал председатель профкома, идей по оформлению музея у него еще много. Например, установка интерактивной кабины троллейбуса, где юные посетители смогут почувствовать себя настоящими водителями. Или воссоздание рабочего места диспетчера, где гости музея смогут попробовать управлять движением электротранспорта.

Самая смелая из идей - проложить трамвайные пути прямо через весь экспозиционный зал. Это не только поможет создать эффект погружения, но и будет наглядным примером истории трамвайного движения, а каждая шпала в этом пути будет символизировать определенный исторический эпизод. Кроме того, осталась пока нереализованной задумка обустроить в музее помещение в виде настоящего салона троллейбуса, которое, помимо прочего, можно будет использовать для проведения учебных занятий и семинаров. В этом необычном классе «ученики» займут пассажирские места, а «учитель», как кондуктор, будет свободно перемещаться по салону, объясняя учебный материал. Александр Волосатов надеется, что все эти возможности будут в том или ином виде реализованы в будущем музее.

Сейчас экспозиции работает пока в ограниченном режиме, ввиду неблагоприятной эпидемиологической обстановки в городе. Тем не менее, первые посетители уже оценили экспозицию. Среди них – члены профсоюза, работники предприятия и представители администрации города.

Кроме того, выставку посетил директор музея истории Иркутского аэропорта Андрей Коршунов. Его председатель профкома пригласил, в первую очередь, как опытного специалиста по музейному делу. Ведь музей истории Иркутского аэропорта – это старейший музей истории гражданской авиации в Восточной Сибири, основанный в 1984 году. В ходе экскурсии Андрей Коршунов поделился с профлидером полезной информацией и советами, а также пожелал молодому музею развития и процветания.

Чтобы пополнить музей еще большим количеством разнообразных экспонатов, связанных с трамваями и троллейбусами, профком направил обращение коллегам из других городов и даже стран с просьбой поделиться информацией и какими-либо материалами (билеты, марки, значки, форма водителей и т.д.).

- Наш музей нужен не только для того, чтобы сохранить и показать людям памятники истории наземного общественного транспорта, но и для того, чтобы повысить культуру пользования городским электротранспортом, сформировать положительное отношение к нему через рассказ об истории развития трамвайного и троллейбусного движения в России, - отметил инициатор музея Александр Волосатов.

музей2.jpg

музей3.jpg

музей4.jpg


Возврат к списку

Другие Иркутское Профобъединение сегодня: