Новые правила по охране труда


Разработаны для учреждений здравоохранения

Минтруд РФ разработал проект Приказа «Об утверждении Правил по охране труда в учреждениях здравоохранения», который должен с 1 января 2021 года заменить и обновить ряд устаревших нормативных актов, принятых в 1997–2002 годах.

В сводном отчете к разработанному проекту нормативного акта указано, что текущие законы, регулирующие вопросы охраны труда в здравоохранении (например, приказ Минздрава РФ № 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации» от 29 апреля 1997 года) не пересматривались «около 20 лет», а также «не учитывают современную специфику работы в медицинских организациях с применением нового оборудования и новых технологий».

Предусматривается, что требования правил будут обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими производственной деятельности в сфере здравоохранения.

Проектом устанавливаются государственные нормативные требования охраны труда при оказании медицинских услуг, организации и проведении основных процессов и работ в медицинских организациях.

На основе правил работодателем могут разрабатываться инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

При разработке документа был изучен международный опыт. Проект правил соответствует рекомендациям Международной организации труда, отмечается в пояснительной записке к проекту приказа.

Цель разработки единого свода правил – минимизация рисков получения производственных травм и профессиональных заболеваний работников, устранение правовых пробелов с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

В Правилах по охране труда определены общие вредные и (или) опасные производственные факторы в медицинских организациях, к которым относятся:

Биологический фактор (опасность заражения туберкулезом, гемотрансмиссивными инфекциями, включая гепатиты В, С и ВИЧ-инфекцию, респираторными вирусными инфекциями, COVID-19 и другими);

2) химический фактор (воздействие вредных и опасных химических веществ, приводящих к острым или хроническим интоксикациям и возможным последующим аллергическим, онкологическим и другим заболеваниям);

3) физические факторы (ионизирующие и неионизирующие излучения, виброакустические факторы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, физическое насилие, микроклимат);

4) напряженность и тяжесть трудового процесса (психоэмоциональные и физические перегрузки, обуславливающие развитие патологических процессов) (п. 6 проекта приказа).

Кроме того, перечислены общие действия медицинского персонала перед началом работы, а именно:

а) надеть предусмотренную санитарную одежду, обувь, спецодежду и спецобувь;

б) проверить устойчивость положения оборудования на рабочем столе, правильно и рационально разместить инструменты и материалы, посторонние предметы;

в) проверить отсутствие видимых повреждений оборудования, питающих и соединительных кабелей, разъемных и штепсельных соединений, защитного заземления, ограждений, блокировок, инструментов и приспособлений, исправность и комплектность. В случае обнаружения дефектов сообщить об этом руководителю, сделав соответствующую запись в специальный журнал, проверить в этом журнале устранение ранее записанных дефектов;

г) проверить исправность и эффективность работы предусмотренной вентиляции и включить её (пункт 21 проекта приказа).

Документ получился серьезным, свыше 50 страниц, в котором достаточно емко, четко и подробно определены требования к охране труда медицинских учреждений на территории производственного объекта и рабочих местах, в производственных процессах и при эксплуатации медицинского оборудования, проведении радионуклидной диагностики и лучевой терапии, при работе с магнитными резонансными томографами, аппаратами сверхвысокой и ультравысокой частот, инфракрасного и ультрафиолетового излучений, ультразвуковыми аппаратами, медицинскими лазерными установками, озонаторами и дефибрилляторами.

Отдельные главы свода правил охраны труда касаются работы инфекционных больниц и отделений, операционных блоков, выездных бригад скорой медицинской помощи, стоматологических кабинетов, отделений психиатрии, противотуберкулезных организаций, патологоанатомических отделений и моргов, лабораторий медицинских организаций.

В проекте документа прописаны также правила охраны труда при работе с кровью и другими биологическими жидкостями, при паровой стерилизации, работе в прачечных, обращении (транспортировке) с медицинскими отходами.

В числе прочего среди требований охраны труда отдельно установлено, что «при общении с пациентами медицинский работник должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегая конфликтных ситуаций» (пункт 13 проекта приказа).

Так же медицинскому персоналу запретили на рабочем месте курить, принимать пищу, хранить пищевые продукты и личную одежду, употреблять алкогольные наркотические и психотропные препараты. Принимать пищу можно только в установленных местах (п. 11 проекта приказа).

Указали, что при работе у медицинского персонала все повреждения кожи на руках должны быть закрыты лейкопластырем или напальчником (п. 15 проекта приказа).

Требования охраны труда для выездной бригады скорой медицинской помощи содержат запрет снимать обувь на вызовах медицинскому персоналу (п. 202 проекта приказа).

В приложении к Правилам по охране труда приведены характерные вредные и (или) опасные производственные факторы/опасности, профессиональные риски по некоторым отраслям клинической медицины и при выполнении отдельных работ.

Нами перечислена малая часть только тех требований, которые показались нам наиболее интересными, основная же задача данных Правил, как было сказано выше, свисти к минимуму возможные риски получения производственных травм и разработать те требования, которые оставались не урегулированными до настоящего момента.

На наш взгляд разработчиками данных Правил достигнута основная цель по созданию качественного документа, но как он покажет себя на практике – дело времени! 

Елизавета РОМАНОВА, правовой инспектор труда Иркутского Профобъединения


Возврат к списку