Довести до слез
МРОТ хотят уравнять с прожиточным минимумом за счет включения в него северных надбавок
Министр труда Максим Топилин считает, что минимальный размер оплаты труда достигнет уровня прожиточного минимума, только если в него, в МРОТ, включить различные компенсационные выплаты и надбавки, в том числе так называемые “северные”. Кроме того, предлагается отказаться от практики установления федерального МРОТ и устанавливать свой в каждом регионе. На этом фоне вице-премьер Ольга Голодец заявляет, что на нынешний прожиточный минимум сложно даже выживать, а бедных в стране больше, чем те 15% населения, которые показывает официальная статистика.
БЕДНОСТЬ САМООЩУЩАЕТСЯ
В правительстве 16 декабря прошел “семинар-совещание” для региональных чиновников, курирующих социальные вопросы. Порой, правда, в ходе мероприятия могло показаться, что курировать им скоро станет нечего. Потому что проблемы нашлись практически везде, куда бы участники семинара ни обращали свои взоры. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, например, что сейчас на прожиточный минимум россиянину не прожить (а ведь эта величина является базой для многих “социальных” расчетов).
Напомним, недавно правительство установило прожиточный минимум по итогам третьего квартала текущего года в размере 9889 рублей в месяц. Причем чиновники почему-то сочли возможным снизить этот показатель по сравнению с установленным в предыдущий период. Пусть всего на 67 рублей, но все равно, как говорится, обидно.
- Что бы мы ни говорили, на прожиточный минимум прожить практически невозможно, выживать сложно, - признала Ольга Голодец. - Сегодня это расчетный показатель, и мы должны понимать, как нам дальше двигаться. Потому что и на показатель прожиточного минимума и всего остального у нас очень сильно давит “серый” сектор, который мы якобы статистически не принимаем во внимание.
Причем под “серым” сектором, скорее всего, стоит понимать не только зарплаты в конвертах. В № 45 за этот год “Солидарность” писала, что в правительстве недовольны гражданами, которые получают социальные льготы и выплаты, якобы не имея на них прав. И чиновники придумали критерии определения “нуждаемости” россиян и их семей: показатель завязан на прожиточный минимум, так что здесь выходит замечательный пазл. Особенно если помнить про уменьшение ПМ.
Но даже при таких математических уловках бедных в стране, по словам Голодец, 15% от населения. Это те люди, которые живут в месяц на сумму меньше даже такого, усеченного ПМ. При этом, заметила чиновница, ощущают себя бедными гораздо больше россиян:
- В стране очень сильно расходятся оценка бедных статистическая и оценка самоощущения людей. И если по статистической оценке у нас идет рост бедности, и она составляет 15%, что очень плохо для нас сегодня, то самоощущение людей гораздо хуже. И мне кажется, что оно базируется на том, что реальные доходы и реальные зарплаты из-за “серого” сектора у нас отличаются от тех доходов и той зарплаты, которую мы принимаем в качестве среднего, от которого мы считаем всю помощь, все пособия и так далее, - сказала вице-премьер. - Если мы говорим человеку “ты не бедный”, а он - бедный, это очень тяжелая ситуация.