Денег нет, но вы держитесь
Черемховские автотранспортники не хотят мириться с низкими зарплатами
С апреля текущего года профсоюзная организация МУП «Пассажирские перевозки» города Черемхово пытается начать переговорный процесс по подписанию коллективного договора. Однако работодатель откровенно игнорирует законные требования работников и отказывается поднимать зарплату. При этом на предприятии в ходе проверки, проведенной инспектором труда Иркутского Профобъединения и председателем областной организации профсоюза работников автотранпорта и дорожного хозяйства, выявлено огромное количество нарушений трудового законодательства, в том числе в области охраны труда и прав профсоюзов.
За последнее десятилетие черемховское АТП признавалось банкротом несколько раз, а каждое вновь созданное предприятие работало максимум два-три года – до очередной процедуры несостоятельности. В сентябре 2017 года оно прошло перерегистрацию после очередного банкротства. Менялось, по сути, только название. Директором долгое время оставался один и тот же человек – Сергей Гриценко, управленец преклонного возраста, который, по мнению коллектива, и подводил регулярно предприятие под банкротство.
В 2015 году директор все-таки сменился. Сейчас предприятием руководит Владимир Зверев. Однако, по словам председателя первичной профсоюзной организации Оксаны Пилюгиной, с его приходом мало что изменилось. С одной стороны, Зверев оказался более успешным хозяйственником, удалось кое-что отремонтировать, восстановлена кочегарка. Только вот ремонтировали все сами работники, причем исключительно за «спасибо». Как рассказала председатель профсоюза, слесаря, вместо того, чтобы помогать водителям чинить автобусы, делали ремонт кочегарного и других помещений.
С другой стороны, нарушений социальных и трудовых прав работников стало еще больше. Заработная плата сотрудников АТП не менялась с 2015 года.
- Водители получают 25-27 тысяч рублей в месяц, и это с учетом 30-, 40-часовой переработки, а без нее выходило бы и вовсе 15-17 тысяч, - рассказывает Оксана Пилюгина. – С мая поднялся МРОТ, и теперь кондукторы, слесаря и технички получают одинаковую зарплату. А ведь обязанности такие разные – или с пяти утра в холодном автобусе ездить, или помещение шваброй мести…
При этом на предприятии даже не разработана и не принята система оплаты труда, определяющая размеры тарифных ставок, доплат и надбавок компенсационного характера, стимулирующих выплат. На все требования работников повысить зарплату или хотя бы правильно начислять сверхурочные и прочие выплаты глава АТП отвечает только одно: «Денег нет». А то и вовсе пугает: «Если подниму вам зарплату, предприятие обанкротится».
Отменил директор и компенсацию за вредные условия труда, лишив водителей и кондукторов дополнительных дней к отпуску, а слесарей и кочегаров - молока. Надо сказать, спецоценка рабочих мест вообще не проводилась с момента перерегистрации, то есть уже больше года.
Чтобы вернуть и закрепить законные права работников АТП, в апреле текущего года профсоюз инициировал переговорный процесс с работодателем по подписанию коллективного договора. За поддержкой председатель первички обратилась в областную организацию профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Посетив предприятие, пообщавшись и с работниками, и с директором предприятия, председатель обкома Светлана Гущенко сразу поняла, что дело будет непростым - слишком много явных нарушений трудового законодательства и плохо скрываемое нежелание руководства идти навстречу требованиям коллектива.
До июня директор попросту игнорировал колдоговорную инициативу профкома АТП. Однако председатель первички и председатель областной организации профсоюза настаивали на своем. Тогда руководитель МУП заявил, что сам разработал положение коллективного договора в части оплаты труда. Только вот все цифры в нем, словно взяты «с потолка», говорит председатель обкома Светлана Гущенко:
- Вместо переговоров по колдоговору директор с июня и по сей день «выдал» мне уже три совершенно разных варианта положения об оплате труда, и я до сих пор не могу понять, где он берет эти цифры. Таких тарифов, как у него прописаны, нет ни в отраслевом соглашении, ни в Трудовом кодексе, нигде. А некоторые категории работников и вовсе отсутствуют в тарифной сетке, - рассказала Гущенко.
С этими документами председатель областной организации ходила и в администрацию Черемхова. Чиновники из числа заместителей мэра согласились, что предложения директора АТП весьма сомнительны, однако на просьбу помочь ответили знакомой отговоркой: «Денег нет». А вот на официальное обращение к мэру Черемхова, которое профсоюз направлял еще в августе, ответа так и не поступило.
Между тем, у председателя областной организации уже есть опыт по вытягиванию из кризисной ситуации автотранспортного предприятия - не так давно с помощью прокуратуры удалось заметно улучшить ситуацию на одном из предприятий Усольского района. Светлана Гущенко уверена, что АТП можно сделать рентабельным, но сначала необходимо защитить права и интересы работников.
Поскольку директор черемховского АТП продолжает игнорировать законные требования работников, профсоюз решил действовать более решительно. В конце октября председатель областной организации профсоюза обратилась за помощью в Иркутское Профобъединение. Главный технический инспектор Профобъединения Михаил Петухов лично проверил МУП «Пассажирские перевозки» и выявил целый ряд нарушений трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, а также законодательства о профсоюзах.
Не принята система оплаты труда, водители автобусов привлекаются к сверхурочным работам без письменного согласия и без учета мнения профкома профсоюза, продолжительность сверхурочных работ превышают все нормы, уклонение от ведения переговоров по заключению коллективного договора, не проводится специальная оценка условий труда – вот далеко не полный список выявленных нарушений на предприятии.
Разумеется, директору АТП предложено добровольно устранить все нарушения. Надо сказать, проверка технической инспекции Иркутского Профобъединения возымела определенный положительный эффект. Например, первичной профсоюзной организации наконец-то выделили помещение. Кроме того, на предприятии провели специальную оценку условий труда. Но и она сопровождалось некоторыми нарушениями, отмечает председатель первички. В частности, проверены всего три автобуса из всего автопарка и одна маршрутка, да и та стояла в этот момент на ремонте… Результаты этой «выборочной» спецоценки будут известны в конце декабря.
Судя по всему, на этом активность директора закончилась. И если сначала он даже обещал работникам повысить зарплату, то спустя несколько дней передумал, рассказала председатель первички.
Однако профсоюз не собирается прекращать борьбу за права работников. В ближайшее время, с результатами проверки технической инспекции труда, областная организация профсоюза намерена обратиться в прокуратуру, чтобы там взяли на контроль устранение всех нарушений.
Анна ВАСИЛЬЕВА