Кто спасет службу спасения?
Коллектив центра обработки экстренных вызовов обратился за помощью в профсоюз
В конце года в государственном казенном учреждении Иркутской области «Безопасный регион», который занимается обработкой вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112», царило отнюдь не праздничное настроение… Сотрудники находились едва ли не на грани массового увольнения, потому что уже не могли полноценно выполнять свои непростые обязанности за крайне низкую зарплату и к тому же в атмосфере постоянного нарушения их трудовых прав. Сегодня они уже не так обреченно смотрят в будущее, ведь приняли единственно верное решение – создать профсоюзную организацию.
Работники службы каждый день принимают множество звонков, отвечают на различные вопросы и дают психологические консультации, а в случае необходимости перенаправляют звонок в оперативные и экстренные службы. Ежедневно в службу 112 звонят до четырех тысяч раз. В месяц выходит примерно по сто тысяч звонков, причем, 75% из них в итоге не передают в экстренные службы, чтобы снизить нагрузку на них и решить вопрос самостоятельно. Большая часть таких незарегистрированных случаев — это ложные вызовы или простая паника.
Специалисты службы 112 выполняют свою работу 24 часа в сутки без выходных и перерывов. При этом атмосфера в коллективе царит довольно напряженная. Дело в том, что в прошлом году, несмотря на такой плотный график работы, который на фоне пандемии стал еще насыщеннее, условия труда и заработной платы не стали лучше, а напротив – ухудшились. Когда терпение сотрудников было уже на исходе, они обратились за помощью в Иркутское Профобъединение.
С коллективом встретились председатель областной организации профсоюза работников госучреждений Мария Волкова и руководитель департамента организационной работы Иркутского Профобъединение Виктор Разумов, которые рассказали о возможностях профсоюза, правовых и организационных нюансах создания первички. А 23 декабря на общем собрании коллектива сотрудники службы создали профсоюзную организацию и избрали ее председателя.
Первый шаг сделан, но работы предстоит еще много. Как известно, основным преимуществом профсоюзов является численность его членов: чем их больше и чем они сплоченнее, тем больше у них шансов привлечь внимание к своим проблемам не только работодателей, но и органов власти. Пока что в профсоюз службы 112 вступило 35 человек из 120 работников, так что пополнение его рядов сейчас должно стать первоочередной задачей.
Кроме того, в организации пока нет коллективного договора, а ведь именно этим документом закрепляются социально-экономические интересы работников в различных сферах трудовых отношений. Но главное - коллективный договор предусматривает дополнительные гарантии и льготы по сравнению с действующим законодательством.
Более того, все локальные нормативные акты учреждения должны соответствовать коллективному договору и не могут ухудшать положение работников, а именно этого и добиваются спасатели региона.
Сегодня областная организация профсоюза оказывает всю необходимую поддержку новой первичке, которая намерена в ближайшее время инициировать переговоры с работодателем по заключению коллективного договора.
- Конечно, поначалу профсоюзу будет непросто отстаивать интересы работников, особенно если они не нарастят профсоюзное членство в срочном порядке, но теперь работодатель уже не сможет грубо нарушать их трудовые права, как раньше, - говорит председатель областной организации профсоюза работников госучреждений Мария Волкова. – Хочется только отметить, что всех этих проблем в службе могло и вовсе не быть, если бы они создали профсоюз давно, когда еще входили в состав Центра ГО ЧС. Там у нас уже много лет действует первичка, и интересы работников защищены. К сожалению, в наше время еще не все организации и предприятия поняли, что создание профсоюза и заключение коллективного договора выгодно и работникам, и работодателю, и создают профсоюз только, когда нарушение их прав становится беспредельным... Но я верю, что когда-нибудь все организации, и государственные, и частные, к этому придут.