Вековой юбилей
Отметил профсоюз работников автотранспорта и дорожного хозяйства
18 сентября исполнилось сто лет со дня образования профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Иркутской областной организации профсоюза чуть меньше, но история ее становления также интересна и многообразна…
В сентябре 1930 года в Иркутске состоялась первая профсоюзная конференция шоферов Востока, и с этого времени ведет начало работа профсоюзных организаций автотранспортников и дорожников Иркутской области. В 1934 году создан Восточно-Сибирский краевой комитет профсоюза шоферов, преобразованный затем Иркутский обком профсоюза шоферов.
Уже сразу после создания профсоюза шоферов его руководящему органу пришлось вплотную заняться условиями труда рабочих. Эта работа охватывала широкий круг вопросов, начиная от разработки правовых норм законодательства о труде и до распределения по предприятиям производственной и специальной одежды, средств защиты и т.д.
Шли годы, профсоюз транспортных рабочих несколько раз менял свое название и структуру, но с февраля 1968 года он действует самостоятельно. На тот момент профсоюз объединял в своих рядах 105 автотранспортных организаций и дорожных хозяйств с общим количеством членов профсоюза более 23 тыс человек, а первым председателем областного комитета избран О.А. Поляков. В 1983 году ему на смену пришел Александр Чепель, а в марте 1995 года председателем областного комитета профсоюза избран Юрий Алексеев.
На 70-е годы прошлого века пришелся бурный рост количества автомобильного транспорта общего пользования, наиболее мобильного и занятого выполнением самых ответственных перевозок. Эффективно развивалось дорожное строительство, начали применяться современные технологии, как при ремонте, так и в строительстве дорог, мостов и других искусственных сооружений.
В результате проводимой работы многие коллективы отрасли в эти годы были награждены переходящим Красным знаменем Иркутского облисполкома и облсовпрофа (Зиминское, Усолье-Сибирское автотранспортные предприятия, автотранспортное предприятие № 2 г. Иркутска, ДРСУ г. Слюдянки, Мегетское ДЭУ-71, Зиминское ДСУ-2). Лучшим работникам вручались знаки «Победитель соцсоревнования».
После рыночных реформ, разгосударствления автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, появления новых видов собственности стали изменяться и функции профсоюза. На первый план выходят задачи усиления сплоченности рядов профсоюза и единства действия последовательного и настойчивого отстаивания законных прав и интересов трудящихся, охраны и безопасности труда, защиты здоровья работников и их социального обеспечения.
Во времена перестройки работники по нескольку месяцев не получали заработную плату, в магазинах с прилавок исчезли продукты и одежда, пассажиры перестали пользоваться автобусами, долги по налогам росли. Люди были готовы к забастовкам и митингам. Значимой демонстрацией силы и единства профсоюзных организаций городских пассажирских предприятий в Иркутской области стало участие во Всероссийской акции протеста профсоюзных работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 15 августа 2000 года. В ней приняли участие 1317 человек с 22 автотранспортных и дорожных предприятий. Вместе с тем, в те годы было ликвидировано более 15 первичек, потеряно около 9 тыс членов профсоюза.
Тем не менее, профсоюзные организации вели принципиальную борьбу за права автотранспортников, работников горэлектротранспорта и дорожного хозяйства. Проводились митинги и организованные акции протеста против задержек заработной платы, попыток ликвидации дорожных фондов и социальных льгот работников.
Из-за недостатка финансирования стали ликвидироваться муниципальные дорожные хозяйства, специалисты высокого класса увольнялись и переходили в частные компании дорожной отрасли. Хочется отметить, что выстояла и продолжает работать до сих пор Дорожная служба Иркутской области. Несмотря на то, что не смену муниципальным предприятиям пришли частные перевозчики, которые заполонили рынок пассажирских перевозок, некоторые мэры городов сохранили муниципальные предприятия (Черемхово, Усолье-Сибирское, Ангарск, Иркутск). Не сдаются и продолжают активно работать профсоюзная организация ОАО «ИркутскгипродорНИИ».
С июня 2018 года областную организацию профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства возглавляет Светлана Гущенко.
- Сегодня работать очень сложно: не все мэры городов Иркутской области видят перспективы, многие ликвидируют муниципальные предприятия, целенаправленно подводят к банкротству предприятия, отдают пассажирские перевозки на откуп частникам, которым, конечно, не нужны профсоюзные организации, - говорит Светлана Гущенко. - Но наш профсоюз будет сохранять традиции, укреплять сплоченность, активно защищать законные права и интересы членов профсоюза.