Механизм проведения спецоценки усовершенствован


Принят Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда".

В соответствии с нововведениями работники теперь вправе обратиться к работодателю с предложением о проведении на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Этим правом их наделяет изменения, внесенные в пункт 2 части 2 статьи 4 и пункт 2 части 1 статьи 5 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (пункт 2 части 2 статьи 4 дополнен словами "и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений)", пункт 2 части 1 статьи 5 после слов "(далее также - эксперт)," дополнен словами "с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и").

Уточнен порядок идентификации и измерений потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Введением в ст. 10 ФЗ N 426-ФЗ части 8 определены действия эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется.

А именно это:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.

Теперь ст. 11 указанного закона предусмотрено декларирование соответствия условий труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми (за исключением списочных мест в соответствии с частью 6 статьи 10). В отношении таких рабочих мест работодатель должен подать в территориальный орган Роструда уточненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

К ранее действовавшим условиям прекращения действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, таким как несчастный случай, произошедший на производстве с работником, занятым на рабочем месте (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление у него профессионального заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, теперь добавлено «выявление в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ» (часть 5 статьи 11). При прекращении действия декларации проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

В новой редакции изложена часть 5 статьи 12: «Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно."

Уточнен орган, по согласованию с которым допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень - в части 7 статьи 14 слова "территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест" заменены словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,".

В содержание отчета о проведении специальной оценки условий труда теперь работодатель обязан так же включать, как результат проведения такой проверки, протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ.

Теперь, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются следующие сведения (п. 1-4, 7,9 ч. 1 ст. 15):

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

6) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Статья 15 так же дополнена частью 5.1., предусматривающей обязанность работодателя в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Скорректированы основания и сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Основания при этом перечислены в части 1 статьи 17 закона, а сроки предусмотрены частью 2 той же статьи – 12 месяцев и 6 месяцев соответственно со дня наступления случаев, перечисленных в части 1. Так же в указанную статью включены две новые части, которые предусматривают возможность непроведения по решению комиссии внеплановой специальной оценки условий труда в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (ч.3 ст. 17), а так же условие о недопущении ухудшения положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований Федерального закона.

Уточнен состав сведений, вносимых в федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ст. 18).

Скорректированы требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда (ст.19), а так же состав сведений, вносимых в реестр таких организаций (ст. 21). Указанные организации теперь могут инициировать экспертизу качества специальной оценки условий труда (ст. 24).

Кроме того, урегулирован вопрос использования в ходе проведения специальной оценки условий труда методик (методов) измерений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и не аттестованных в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений (ФЗ от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").

Предусмотрен переходный период до 31 декабря 2020 года, в течение которого указанные методики (методы) измерений должны быть аттестованы.

Внесены изменения в части персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Уточнена обязанность работодателя ежемесячно представлять в Пенсионный Фонд России в числе сведений о каждом работнике данные об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица. Такие сведения подаются лишь при их наличии у работодателя (подпункт 3 пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" вступил в силу со дня официального опубликования 1 мая 2016 года.

Правовой инспектор труда Иркутского Профобъединения Елизавета СЕЛЬВЕСЮК


Возврат к списку