Триста поправок на сундук старика
Как пенсионный законопроект готовили ко второму чтению
Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов 24 сентября рассмотрел поправки к правительственному законопроекту о повышении пенсионного возраста. Из 286 поправок одобрение получили только 16. Остальные комитет не поддержал. Хотя в дальнейшем они могут быть рассмотрены Госдумой в качестве отдельных законопроектов.
“ЗА”
Законопроект о “совершенствовании пенсионной системы” был подготовлен профильным комитетом Госдумы ко второму чтению 24 сентября. За два месяца после первого чтения документ, содержавший в себе, по сути, один только пункт - поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин - оброс множеством “смягчающих” инициатив. В общей сложности набралось почти триста поправок, и комитету ГД по труду пришлось три часа решать, какие из них достойны дойти до голосования на пленарном заседании. (Второе чтение назначено на 26 сентября, день выхода данного номера “Солидарности”.)
Впрочем, для того чтобы обсудить каждую поправку в отдельности, не хватило бы и суток, поэтому в основном их рассматривали “пакетами”. Тем не менее почти каждую поправку или пакет, выносимые на голосование, комментировал министр труда Максим Топилин. Затем голосованием определялось, в какую таблицу попадут инициативы - “к принятию” или “к отклонению”.
Вторая таблица оказалась значительно больше, зато первая все же “весомей”: к принятию были рекомендованы все президентские поправки, поступившие в Госдуму после телеобращения Владимира Путина к россиянам по вопросу о пенсионной “реформе”. Среди предложений президента - установление пенсионного возраста 60 лет для женщин вместо 63, определение предпенсионного возраста (пять лет до пенсии), сохранение пенсионного статус-кво для коренных и малочисленных народов Севера.
Кроме того, предложено установить стаж для досрочного выхода на пенсию в 37 лет и в 42 года для женщин и мужчин (в текущей редакции законопроекта - 40 и 45 лет соответственно). Также в президентском пакете 25-процентная надбавка к пенсии для неработающих пенсионеров-селян (на самом деле речь идет о “разморозке” действующей, но не реализуемой нормы), увеличение максимального пособия по безработице для людей предпенсионного возраста (11 280 руб. в месяц вместо нынешних 4900 руб.). Правда, выплачивать эти деньги планируется не более шести месяцев подряд. Еще предусмотрена возможность выйти на пенсию на полгода раньше - но только для тех, кому выходить на заслуженный отдых пора в 2019 - 2020 годах. “Выдохнуть” пораньше смогут и многодетные матери - настолько раньше, сколько у них на руках детей (но ниже 50 лет пенсионная планка для них не опускается).
Президентские поправки министр Топилин, представлявший на заседании правительство, не комментировал. Представитель президента, вице-премьер Татьяна Голикова, впрочем, тоже. Но, справедливости ради, вопросов у депутатов и не возникло. Так что довольно быстро комитет перешел к следующему пакету поправок, поступившему от парламентариев из “Единой России”.
В нем помимо прочего содержится исправление “технической ошибки”, в результате которой текущая редакция законопроекта увеличивает возраст выхода на пенсию северянам и “чернобыльцам”. Кроме того, предложено выплачивать накопительную часть пенсии по достижении “старого” пенсионного возраста. Одна из поправок посвящена индексации пенсий. Но - только неработающим пенсионерам. Суть сводится к закреплению нормы о том, чтобы пенсионер, переходя из работающих в отдыхающие, получил всю положенную индексацию за годы работы.
Максим Топилин от лица правительства попросил депутатов поддержать оглашенные поправки. Но на этом его (правительства) благодушие было исчерпано. И первым перемену погоды почувствовал на себе член комитета по труду Олег Шеин, представивший ряд поправок от “Справедливой России”.
И “ПРОТИВ”
Справороссы пошли с козырей и предложили ввести мораторий на повышение пенсионного возраста до 2035 года. Обоснование даты, правда, выглядит странновато: “…в ближайшие 20 лет никакого демографического провала нет” (то есть практически до 2039-го). Как бы то ни было, согласно выкладкам Шеина, в настоящее время количество молодежи, прибывающей на рынок труда, увеличивается, и будет увеличиваться далее. А значит, при условии повышения пенсионного возраста будет расти число молодых безработных.
- Мы предлагаем всю эту дискуссию отнести лет на 20 вперед, когда будет понятно, насколько эффективно правительство в текущий сезон справится с мероприятиями по обеспечению рождаемости, - высказался Олег Шеин.
Министр Топилин ответствовал отточенной за два месяца до блеска формулировкой про “окно возможностей”: дескать, демографическая ситуация именно сейчас наиболее благоприятна для повышения пенсионного возраста, и если повышать позже, будет хуже. И “это показывают все необходимые расчеты представленные”. Напомним, противники повышения пенсионного возраста постоянно упрекают правительство в целом и Минтруд в частности в том, что никаких расчетов по теме как раз таки не представлено. Минтруд столь же постоянно отвечает, что “расчеты есть”. И 24 сентября мы наконец узнали, где именно (по версии Максима Топилина).
- Мне странно говорить, что расчетов каких-то нет. Правительством одобрен проект бюджета Пенсионного фонда и проект федерального бюджета - в них все параметры, которые предусмотрены данным законом, отражены, - заявил министр. Не уточнив, почему расчеты к одному законопроекту “спрятаны” в совершенно других документах.
- Никаких обоснований по цифрам ни комитет, ни парламент с июня от вас не видели. Вы не представили ничего, - парировал Шеин. - Давайте будем честны и скажем: от вашего ведомства расчетов не существует. Расчет - это не цифра, которую вы неизвестно откуда взяли, это - обоснование цифры.
- Если кто-то не может считать, читать, складывать - то это его личные проблемы, - не сдавался министр.
Поправка была отклонена, до показывания друг другу языков дело дойти не успело. Отклонены были и все последующие инициативы, не только шеинские. Например, вернуть в страховой стаж некоторые ранее изъятые из него периоды (учеба и прочее). Или вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам; лишить компании, платящие “серые” зарплаты, госзаказов; ввести досрочные пенсии для медиков, педагогов и работников культуры, независимо от списков вредности; или оставить селянам пенсионный возраст неизменным, - и многие другие.
В это число попали и 19 поправок, поступивших от ФНПР. Притом, кстати, что ранее в тот же день профсоюзный пакет был одобрен специальной рабочей группой под руководством спикера Госдумы Вячеслава Володина. Стоит упомянуть и чисто технический момент: поскольку профсоюзы не являются субъектом права законодательной инициативы, их поправки внесли от своего имени депутаты Михаил Тарасенко (“ЕР”) и Олег Смолин (КПРФ).
Представлял же предложения на заседании комитета секретарь ФНПР Игорь Шанин. Отметив, что некоторые схожие с профсоюзными инициативы уже были отклонены в ходе заседания, он призвал вернуться к ним в рамках все той же рабочей группы.
- Большой объем поправок внесли работники транспортной сферы, которые предлагают сохранить право досрочной пенсии для водителей, перевозящих пассажиров, - докладывал Шанин. - В числе общих вопросов - вернуться к индексации работающим [пенсионерам], что уже здесь обсуждалось; изменение “шага” [повышения пенсионного возраста] на шесть месяцев за год работы; предоставление гарантий для одиноких родителей - не только для женщин, но и для мужчин…
С полным перечнем профсоюзных поправок можно ознакомиться на сайте Профобъединения. Но при ознакомлении нужно иметь в виду, что не все они были отклонены комитетом в прямом смысле: почти половина из них уже была по факту одобрена в виде президентских и депутатских инициатив. Отметим и распределение голосов членов комитета: только двое выступили против профсоюзных поправок, за - проголосовали четверо. Однако еще четыре человека воздержались, и “пакет” не собрал большинства голосов.
- Я полагаю, что из внесенных девятнадцати поправок девять уже частично учтены в других, принятых поправках. Речь в них идет и о народах Севера, и о многодетных семьях… В целом профсоюзы были услышаны [в том числе] в тех предложениях, которые прозвучали со стороны президента. Во многом, я считаю, и на позицию президента, и на позицию “Единой России” повлияла позиция профсоюзов, - сказал в комментарии “Солидарности” Михаил Тарасенко.
При этом депутат считает, что некоторые профсоюзные поправки к законопроекту, не получившие одобрения комитета, могут в дальнейшем быть рассмотрены Госдумой в качестве самостоятельных законодательных инициатив.